Брак православных христиан должен быть благословлен Богом, освящен Церковью, и это благословение мы получаем в Таинстве венчания. Православный брак имеет великое значение, он совершается во образ союза Христа и Церкви. Как пишет апостол Павел: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. И далее: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25). В Таинстве венчания вступающим в брак дается благодать Божия для того, чтобы они строили свой супружеский союз в единомыслии и любви, были единой душой и телом, а также для рождения и христианского воспитания детей. Но самое главное, нужно помнить: венчание не магическое действие, которое связывает навечно и помогает им независимо от того, как они будут себя вести. К сожалению, очень многие люди так и понимают Таинства и обряды. Мол, нужно что-то такое сделать, совершить какой-то ритуал, и у меня все будет хорошо. Нет, без наших трудов, веры и молитвы никакое Таинство не будет иметь пользы. Господь дает нам благодать, помощь, а мы должны открыть свое сердце и с верой принять ее, стать соработниками Богу на ниве нашей семейной жизни. И тогда венчание может дать нам очень многое, мы в полноте получим его благодатные дары. Поэтому нужно молиться Богу, просить Его о помощи и воплощать в своей семье главную заповедь о любви к ближнему. Муж, подобно тому как Христос любит Церковь и заботится о ней, должен любить свою супругу, а жена должна почитать и слушаться мужа, как Церковь чтит и любит Христа. Христианин должен приступать к Таинству венчания с мыслью, что вступает в брак один раз на всю жизнь и будет вместе со своей Богом данной половиной делить все радости и трудности. Только с такой мыслью можно выдержать все испытания и бури житейские.
О том, что мы заключаем брак для вечности, венчающимся напоминают кольца — символ бесконечности, без начала и без конца, — они надеваются при обручении супругов. Такое же значение имеет троекратное хождение во время венчания вокруг аналоя, также знак вечной жизни. Перед тем как обвести венчающихся вокруг аналоя, священник надевает на них венцы.
Что это за венцы? Митрополит Антоний Сурожский пишет: «В древности каждый раз, когда бывал праздник, — самый обыкновенный семейный, или городской, или государственный праздник, — люди надевали венцы из цветов. В Древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князем и княгиней — почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всем подвластен старшему в семье — отцу ли, деду ли. Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых, семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права».
Происходило как бы венчание на новое царство. Вступая в брак, создавая семью, супруги создают не только свое маленькое «государство», но, главное, свою малую церковь, которая является частью единой Вселенской Православной Церкви. В этой церкви люди так же, как и в Церкви Вселенской, собрались, чтобы служить Богу, вместе идти к Нему и вместе спасаться. Как уже было сказано, муж является в этой малой церкви главой, образом Самого Христа Спасителя — Главы Церкви великой. Супруга и дети — помощники главы семейства-церкви во всех семейных трудах и делах.
Венцы возлагаются в знамение победы: жених и невеста не были побеждены до брака невоздержанием и сохранили девство. Тот, кто до брака потерял целомудрие и чистоту, строго говоря, недостоин венцов. Поэтому на второбрачных или совсем не возлагали венцов, или возлагали не на головы, а на правое плечо (постановление Стоглавого Собора).